Для определения готовности детей к обучению в школе учеными
разработана педагогическая диагностика.
Вот некоторые задания и
методические рекомендации из педагогической диагностики (разработали сотрудники
Центра начального обучения РАО Журова Л.Е., Кочурова Е.Э., Евдокимова А.О. и
Кузнецова М.И.).
Задание 1
Цель:
выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз).
Проверяется также умение пересчитывать клеточки.
Условия
выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе. Предварительно в центре
листа необходимо одну клетку закрасить черным цветом. Для работы детям нужны
красный, синий, зеленый и желтый карандаши.
Текст
задания: Ребята, найдите на клетчатом поле чёрную клеточку.
1.
Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре
клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2.
Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и
третью закрасьте синим карандашом.
3.
Возьмите зелёный карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, и через
одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4.
Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и
шестую закрасьте желтым карандашом».
Оценка выполнения задания:
0
баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их
расположение не соответствует инструкции.
1
балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в
направлении, пересчете клеток, начале отсчета.
2 балла — выполнены верно два или три пункта
задания.
3 балла — все пункты задания выполнены верно.
Если клетки плохо
раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».
Задание 2
Цель:
выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при умении
правильно понять текст задачи и перейти от заданного числа к соответствующему
конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Условия
выполнения задания: Задание выполняется на клетчатом листе.
Текст
задания: Здесь вы будете выполнять следующее задание. Посмотрите на
свои листы. Послушайте задание.
1.
В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей
дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят
сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)
2.
В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько
квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
0 баллов — есть попытка решить одну
задачу, но число кружков или квадратов неверное.
1 балл — выполнена верно только одна задача,
попыток выполнить вторую задачу нет.
2
балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но
число кружков или квадратов неверное.
3 балла — обе задачи выполнены верно.
С
шести или с семи лет нужно отдавать
ребёнка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так
как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к
обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически,
умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет
зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет
значение
весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка,
при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не
приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к
систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации
(приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности
обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом
классе.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам
СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого
или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения
психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к
обучению.
Обязательным условием для приёма в школу детей
седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее
шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к
началу учебного гола, проводится в условиях детского сада.
|