Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет)
Старший дошкольный
возраст (6-ти – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в
организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот
период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и
сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и
дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной
особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и
мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти,
речи.
Внимание.
Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является
непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться
произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и
удерживать на определенных предметах и объектах.
Память. К концу дошкольного возраста
происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает
играть ведущую роль в организации психических процессов.
Развитие мышления. К концу дошкольного
возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и
начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию
способности ребенка выделять
существенные свойства и признаки предметов окружающего мира,
формированию способности сравнения, обобщения, классификации.
Развитие воображения. К концу
дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют
различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых
образов и впечатлений.
В сфере развития
речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается
способность использовать в активной речи различные сложнограмматические
конструкции.
Для деятельности
ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных
реакций.
Психическое
развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно
связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется
самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок
сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок
становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время
занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
У детей старшего
дошкольного возраста 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего
социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.
В качестве
важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6
– 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я
должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Ребенок 6 – 7
летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности,
которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.
Осознание своего
«я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного
возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая
является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к
концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него
появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять
доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится
к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним
из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6
– 7 летнего возраста.
Успешность обучения во
многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.
Готовность к
школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую
готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его
функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные
и физические нагрузки.
Что же включает в себя психологическая
готовность к школьному обучению?
Под
психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и
достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый
для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве
сверстников.
Составными
компонентами психологической готовности к обучению в школе являются
мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая
готовность.
Внутренняя
психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное
содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и
учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая
готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.
Мотивационная
готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного
интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в
учении.
Социально-личностная
готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его
готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая
предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность
выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к
самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает
определенный уровень развития самосознания.
Также
социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных
навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и
учителем, способность к коллективным формам деятельности.
Интеллектуальная
готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности
обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных
психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей
действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать
причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе
имеющихся данных.
Важной составной
частью психологической готовности к обучению является
эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных
навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость,
сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность
предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение
преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
Волевая готовность
включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность
ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять
его, проявлять определенное волевое
усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать
результат своего действия.
Сформированность
компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой
поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной
деятельности.
Познакомимся с
требованиями к знаниям и практическим умениям и навыкам, необходимым
будущему первокласснику
Общая эрудиция.
Первоклассник
должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их
признаках), о растительном и животном мире, о быте людей (одежда, обувь,
посуда, техника), знания о правилах поведения, о правилах дорожного движения.
Математические знания.
Ребенок должен знать:
Ø
цифры и знаки «+» и «-»;
Ø
смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;
Ø
количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
Ø
знать простейшие геометрические фигуры.
Ребенок должен уметь:
Ø
читать числа до 20;
Ø
считать до 20 (прямой и обратный счет);
Ø
решать арифметические задачи в одно действие на сложение и
вычитание;
Ø
ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в
одну тетрадную клеточку»;
Ø
решать примеры в пределах 10 (или 20);
Ø
пользоваться часами без секундной стрелки.
Требования
к уровню устной грамотности.
Ребенок должен знать:
Ø
алфавит;
Ø
средства интонационной выразительности (повышение и понижение
голоса);
Ø
ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
Ребенок должен уметь:
Ø
проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно
выделяя и называя все звуки в слове;
Ø
различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие
звуки;
Ø
выделять ударение в словах;
Ø
устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность
текста);
Ø
обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
Речь
как показатель готовности к школьному обучению (требования, предъявляемые к
речи):
Ø
ясное произношение всех звуков родного языка;
Ø
умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо,
меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;
Ø
использовать в речи средства интонационной выразительности,
уметь выразительно прочитать стихотворение;
Ø
должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
Ø
должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не
прерывать без извинения двух говорящих людей;
Ø
ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов,
перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
Ø
уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
Требования
к уровню грамматических навыков:
Ø
развитие мелкой моторики пальцев рук;
Ø
умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и
кисти;
Ø
умение правильно держать руку, карандаш, кисть.
Требования
к уровню развития мышления и воображения:
Ø
умение выполнять действие классификация;
Ø
умение давать определение знакомого понятия через род и видовое
различие;
Ø
умение строить простейшие умозаключения.
|