В Краснодарском крае более 170 видов рыб, из них 40 промысловых -сельдь, кефаль, скумбрия, ставрида, хамса. Невозможно представить себе чёрное море без дельфинов. Давайте вместе рассмотрим некоторые из них и попытаемся узнать.
Учитель демонстрирует иллюстрации рыб. Дети узнают их и подписывают: 1)щука, окунь, налим, сом, карп.
Учитель Можем ли мы заселить этих рыб в нашу реку?
Дети Да.
Учитель Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Кто готов их озвучить?
Дети
-И у дохлой щуки живые зубы.
-Маленькая рыбка лучше большого таракана.
-Где щуки нет, там карась хозяин.
-По течению только дохлая рыба плывёт.
-Снимай ерша с крючка не спеша.
- На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких.
-Ищи рыбу сам, ты ей не нужен.
-За зиму и щука пиявками обрастает.
-Всякая килька лезет в селёдки.
-Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
-Не учи рыбу плавать.
Учитель А теперь давайте откроем учебник и посмотрим, кто же ещё населяет водоём. Дети перечисляют обитателей водоёма.
-Кто из них занесён в Красную книгу? К изображению бобра прикрепляется красный кружок.
-Познакомиться с некоторыми другими обитателями водоёма вы сможете, послушав сообщения, подготовленные некоторыми одноклассниками. Заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения.
-Давайте поселим этих животных в нашей реке. Дети прикрепляют на доску рисунки с изображениями животных.
-Итак, мы выяснили, что в пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них. Разыгрываются заранее подготовленные сценки.
« Щука и Окунь».
-Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?
-От голода.
-А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
-От голода.
-Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода, да «от голода»!Чего это ты такая неразговорчивая?
-От голода!
«Уж и Головастик».
-Ты чего, Уж. Задумался? Шипишь – меня, что ли , ругаешь?
-Не мешай, Головастик, я считаю!
-Кого же ты, долговязый, считаешь - ворон, что ли?
-Каких там ворон! Считаю я , сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы ещё одного - для ровного счёта.
Учитель
-Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?
Дети
Мы проследили цепи питания.
-В природе всё взаимосвязано.
-Теперь мы с уверенностью можем сказать, что водоём – это природное сообщество.
Учитель
В группах составьте цепи питания. Ряска – водомерка;
Стрелолист – карась – окунь;
Ряска – карась – щука;
Рогоз – карась – цапля;
Ряска – карась – щука – ондатра, выдра.
-Как растения и животные способствуют питанию животных?
Дети Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов, образуют соли, а их используют растения.
VII. Творческая работа.
Учитель
Своими примерами вы доказали, что водоём – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвёт редкие растения, ловит раков – санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоёма.
Дети выполняют задание в группах. Затем работы демонстрируются и обсуждаются.
VIII. Итог урока.
Учитель
В конце урока давайте ещё раз вспомним обитателей водоёма, и вы в группах заполните таблицу « Жизнь водоёма».